Меню
Сообщения с форума
Использование современных образовательных технологий с целью повышения качества знаний обучающихся в системе профессионального образования |
Мониторинг рынка труда показывает, что современные работодатели заинтересованы в способных работниках, которые умеют думать самостоятельно и оперативно решать возникающие проблемы, т.е. применять имеющиеся знания для их решения; обладают критическим и творческим мышлением; владеют богатым словарным запасом, гуманитарными и экономическими знаниями. Поэтому в современных социально-экономических условиях выдвигаются новые требования к профессиональной подготовке специалистов и основной целью государственного бюджетного образовательного учреждения профессионального образования «Севастопольский торгово-экономический техникум» является подготовка конкурентоспособных, творчески мыслящих специалистов на основе оптимального сочетания фундаментального образования и практикоориентированной профильной подготовки с учетом требований времени. Внедрение ФГОС СПО в образовательный процесс доказало необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста. В связи с этим акцент делается на качество образования, а методы обучения должны отвечать требованиям активизации и интенсификации обучения, быть ориентированными не на простое получение знаний о каком-то объекте, а на деятельность с этим объектом, на развитие личности обучающегося. Творческая деятельность преподавателя при этом заключается в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе новые инновационные формы и методы работы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели. Выбор преподавателем форм и методов обучения должен соотносится с задачами каждого этапа учебного занятия и основываться на положении о том, что репродуктивная деятельность обучающегося составляет 70%, а продуктивная и эвристическая – 30%. Уход от традиционного занятия через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровьесбережения. В условиях реализации требований ФГОС нового поколения наиболее актуальными становятся педагогические технологии:
Выбор технологий обучения преподаватель осуществляет, руководствуясь, прежде всего, своим педагогическим опытом, уровнем владения педагогическим инструментарием, требованиями ФГОС. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий я изучила и применяю в своей преподавательской деятельности те, которые позволяют получить максимальный результат при изучении финансово-экономических дисциплин. На примере практического занятия по теме: «Формирование, распределение и использование прибыли организации» я продемонстрирую свои навыки применения отдельных образовательных технологий: - из профессионально-ориентированных технологий: технология проблемного обучения (частично-поисковый метод), - из личностно-ориентированных технологий: гуманно-личностная технология и технология сотрудничества (работа в малых группах и межгрупповое взаимодействие), - из информационных технологий: проникающая технология - здоровьесберегающая технология.
Технология проблемного обучения основана на получении обучающимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них они вынуждены самостоятельно искать решение, а преподаватель лишь помогает обучающимся, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. Частично – поисковый или эвристический метод предусматривает эвристическую беседу, т.е. вопросно-ответную форму обучения, при которой преподаватель не сообщает обучающимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами, иногда наводящими, но не содержащими прямого ответа, заставляет их самих, ан основе уже имеющихся знаний, запаса представлений, наблюдений, личного жизненного опыта приходить к новым понятиям, заключениям. В процессе такого обучения студенты учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные. В начале занятия мной была сформулирована проблема, заключающаяся в расчете ожидаемых за 2017 год величин прибыли до налогообложения и чистой, и планировании распределения чистой прибыли по фондам денежных средств для ООО «Царь Хлеб». К концу занятия эту проблемную ситуацию необходимо было решить применительно к реально действующему предприятию г. Севастополя. При этом предусматривалась индивидуальная и коллективная деятельности обучающихся по ее разрешению, в результате чего происходило творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развивались мыслительные способности. При изложении материала 1-го и 2-го вопросов изучаемой темы мной кратко излагался теоретический материал в виде лекции с элементами эвристической беседы по заполнению Отчета о финансовых результатах (ф. № 2) и использованию чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации. Затем обучающиеся (3 студента по желанию) на меловой доске самостоятельно представляли процесс формирования прибыли и ее использования в виде экономико-математической модели, блок-схемы и диаграммы. Гуманно-личностная технология – это технология с элементами дифференциации и индивидуализации. Ее цель – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей обучающегося на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Технология сотрудничества (работа в малых группах и межгрупповое взаимодействие). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности обучающихся в малых группах, а также преподавателя и обучающихся. В ходе занятия решение проблемной ситуации происходило обучающимися в 3-х созданных малых группах. По результатам учетно-экономических и плановых расчетов представители малых групп докладывали результаты выполненной работы, формулировали выводы и предлагали варианты деятельности организации по наращиванию объема прибыли в 2018 году. Затем преподавателем совместно со всеми обучающимися коллегиально выбирался оптимальный вариант решения проблемной ситуации, вносились необходимые корректировки, формировался окончательный верный вариант решения практической ситуации. Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. «Проникающая» технология предусматривает применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач. В ходе практического занятия мультимедийное оборудование мною использовалось периодически, охватывая все этапы процесса обучения: при проведении экономического диктанта и проверке правильности его выполнения, объявлении темы и учебных вопросов, объяснении нового материала, закреплении знаний в ходе решения кроссворда, рефлексии. Использование здоровьесберегающей технологии обеспечивает обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Применение этой технологии позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультурными минутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. Так как занятие длится в течение 95 минут полупарами по 45 минут, то для отдыха обучающиеся в течении 5-минутного перерыва между полупарами под музыку проводили физкультурную 5-ти минутку.
Технологическая карта занятия наглядно отражает практическое применение названных и кратко охарактеризованных педагогических технологий, применяемых мной в педагогической деятельности.
|