Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы общеразвивающей направленности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Для милой мамочки»
Автор-разработчик:
Малышева Лариса Васильевна
воспитатель по развитию речи
Лексическая тема: День матери
Цель:формировать звуковую аналитико-синтетической активность как предпосылку обучения грамоте.
Задачи
Образовательные:
1.Формировать умение детей проводить звуковой анализ слова.
2. Упражнять детей в умении различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, качественно их характеризовать.
3.Продолжать формировать умение детей делить слова на слоги.
Развивающие:
4.Развивать фонематический слух.
Воспитательные:
5.Воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», Художественно-эстетическое развитие»
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации непосредственно организованной образовательной деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.
Формы образовательной деятельности: фронтальная
Оборудование:
Демонстрационный материал: фотографии мам; предметные картинки: пылесос, роза, торт; фланелеграф; картина – схема «роза», фишки синего, зеленого и красного цвета, указка, цветок.
Раздаточный материал: картинки – схемы «роза», фломастеры синего, зеленого и красного цвета, указки, карандаши или фломастеры на каждого ребенка.
Планируемый результат: Дети проводят звуковой анализ слова, различают гласные, твердые и мягкие согласные звуки, качественно их характеризуют.
Предварительная работа: рассматривание фотографий, составление рассказов о мамах, заучивание стихов.
|
Деятельность воспитателя
|
Деятельность детей
|
1 часть – вводная
Цель: Приветствие, организация внимания, создание игровой ситуации, постановка цели деятельности.
|
Создание образовательной ситуации
|
- Нашу встречу я хотела бы начать с загадки Е.Благининой
«Я вам загадаю загадку, А вы отгадайте ее. Кто ставит на пятку заплатку, Кто гладит и чинит белье? Кто дом поутру прибирает, Кто ставит большой самовар? Кто с младшей сестренкой играет И водит ее на бульвар? Чьи волосы снега белее, А руки желты и сухи? Кого я люблю и жалею, О ком сочинила стихи?»
|
Дети здороваются.
- О маме, бабушке
|
Мотивация детей на предстоящую деятельность
|
-Скажите красивые слова о своей маме, передавая друг другу вот этот красивый цветок. Какая ваша мама?
-Молодцы, ребята, вы сказали много чудесных, красивых слов о своих мамах.
-Как вы думаете, какой праздник мы скоро будем отмечать?
-Что можно подарить мамам в этот день?
|
-Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, симпатичная, модная, современная, ласковая.
-День матери
-Книги, цветы, бусы, кольцо, торт и т.д.
|
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми
|
-Предлагаю нашим мамам подарить подарок, в названии которого 2 слога. Как узнать, сколько слогов в слове пылесос?
- Что же мы подарим?
- Красивым подарком будут розы, но сейчас поздняя осень. Цветы завяли, высохли. Вы верите в чудеса?
-Чтобы розу от осеннего сна расколдовать нужно слово на звуки разобрать. Вы сможете?
|
-Сколько раз хлопнем в ладоши – столько и слогов. (Дети измеряют длину слов пылесос,фен,, роза)
-Мы подарим розу.
-Да
(Да,дети занимают места).
|
2 часть – основная
Цель: Способствовать стремлению к выполнению задания.
|
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым
|
-Приготовьте карточки для звукового анализа. Сколько звуков в слове «роза»?
-Как вы узнали?
-Возьмите в руки указки. Давайте скажем слово «роза» так, чтобы услышали первый звук.
-Давайте попробуем звук «р» спеть, потянуть
-Если звук не поется и не тянется, то как он называется?
-Подумайте он твердый или мягкий
-Почему вы так решили?
-Каким цветом его обозначим?
-Возьмите фишку синего цвета и обозначьте звук «р».
(Воспитатель обозначает звуки фишками).
-Поставьте указку на начало слова. Давайте скажем слово роза так, чтобы услышали второй звук.
|
-В слове «роза» четыре звука.
-Сколько клеточек, столько и звуков.
-Ррроза. В слове роза первый звук «р».
-Он не поется, мешает язык. Он не тянется, звук встречает преграду.
- Согласный
- Этот звук твердый.
- Когда его произносим, появляется улыбочка.
-Синим
(Дети кладут синюю фишку в первую клеточку).
-Роооза
(Дети аналогично разбирают все слово, обозначают все звуки).
|
Этап осуществления самостоятельной деятельности детей
|
Дид. игра «Какого звука не стало?»
-Звуки слова «роза» решили поиграть с вами в прятки. Раз, два, три – глазки запри.
-Какого звука не стало?
(Аналогично по очереди убираются другие звуки)
Дид. «Живые звуки»
-Звуки слова «роза» ожили. Саша, возьми фишку звука «о». Оля, ты звук «а».
-Раз, два, три, четыре, пять
Звуки пошли гулять.
-Раз, два, три,
Место займи.
Дид. упр. «Помощники»
Маму я свою люблю
И всегда ей помогу
По сигналу очень быстро
За собой все приберу.
-Уберите фишку звука «р».
-Дети мы слово «роза» на звуки разобрали, от осеннего сна расколдовали. Но она не оживает.
Что мы еще можем сделать?
-Чтобы, наша роза ожила, попробуйте обвести цветок по пунктирным линиям и закрасить тем цветом, какое у вас сейчас настроение.
|
(Дети закрывают глаза .В это время воспитатель прячет фишку звука «о».)
-Не стало звука «о».
Дети выходят к доске, берут фишку соответствующего звука.
Дети-звуки танцуют.
Дети занимают места у доски.
Дети убирают фишку заданного звука.
(Мнения детей)
(Дети берут фломастеры, обводят цветок по пунктирным линиям и закрашивают).
|
3 часть – заключительная
Цель: Анализ работы, поощрение, подведение итогов.
|
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей
|
-Наши розы расцвели даже осенью. Вот чудо! Как вам это удалось?
Теперь этот подарок можно подарить мамам.
-Что вы пожелаете своим мамам в этот день?
|
Нам удалось, потому что мы разобрали слово роза и раскрасили ее.
|
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность
|
- Ребята, поздравляйте же скорее своих мам и дарите им подарки.
|
(Дети дарят подарки мамам).
|
|